Обоз. Басня Крылова.

Басня Крылова «Обоз» повествует о том как конь и молодая лошадь, будучи впряжёнными в телеги с горшками, по-разному спускались с горы. Опытный конь, понимая. что лёгкость спуска кажущаяся, двигался осторожно, что лошади показалось недостойным и нелепым. Но конь в результате спустился цел и невредим, лошадка же. попытавшись лихо прогарцевать с телегой под уклон, в результате оказалась в канаве.
Басня рисует, с одной стороны, картину, которая могла бы действительно случиться в жизни, а с другой стороны, имеет аллегорический смысл.

Прослушайте баню "Обоз"


Обоз
     
        С горшками шел Обоз,
    И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
        Катиться возу не давая;
            А лошадь сверху, молодая,
    Ругает бедного коня за каждый шаг:
        "Ай, конь хваленый, то-то диво!
        Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
        Смелее! Вот толчок опять.
    А тут бы влево лишь принять.
        Какой осел! Добро бы было в гору
            Или в ночную пору, -
        А то и под гору, и днем!
        Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
        Гляди-тко нас, как мы махнем!
        Не бойсь, минуты не потратим,
    И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
    Тронулася лошадка с возом в путь;
    Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
        Пустился конь со всех четырех ног
            На славу;
    По камням, рытвинам пошли толчки,
            Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
        Прощай, хозяйские горшки!
           _________

Как в людях многие имеют слабость ту же:
    Все кажется в другом ошибкой нам;
        А примешься за дело сам,
        Так напроказишь вдвое хуже.
       
1812 год

Басня имеет историческую подоплёку и касается Отечественной войны 1812 года


 Крылов в басне «Обоз» обыгрывает ситуацию с Кутузовым, которого император Александр I упрекал за уклонение от решительных сражений. (Как вы помните из курса истории, наша армия выбрала тактику отступления, втягивая французов в глубь страны тем самым монотонно изматывая врага и отрезая его от тылового снабжения.) Император по сравнению с Кутузовым был молод и как военачальник неопытен. Возглавив русскую армию.
Кутузов продолжил отступление, потому что любое иное решение привело бы к гибели всей армии, хотя испытывал очень сильное давление и со стороны императора, и со стороны большинства солдат и офицеров. Велико было искушение, так сказать, одним прыжком попытаться преодолеть все трудности, то есть решиться на генеральное сражение. Но мудрый полководец не пошёл на поводу у тех. кто не понимал всей сложности положения. Несмотря на постоянные упрёки и уговоры, он до конца провёл свою линию и в итоге оказался победителем.
На Аустерлицкое сражение басня намекает в той части, где преимущества своего подхода берётся продемонстрировать молодая и нетерпеливая лошадь. В этом сражении, произошедшем в 1805 году, Александр I вынудил-таки Кутузова действовать по недалёкому плану австрийского командующего Веройтера; Кутузов же вообще был против битвы. Нетерпение императора закончилось полным поражением русско-австрийской армии, аналогично тому, как лошадь в басне рухнула сама и перевернула телегу, пренебрёгши опасностью.

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том. что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком.
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
 Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
Обоз. Басня Крылова. Из школьной программы.